Дополнительная общеобразовательная программа

 «Волшебный мир»

Для старшего возраста

 

 Пояснительная записка.

 

                                                           «Детское сердце чутко к призыву творить  

                                                      красоту… Важно только, чтобы  за

                                                       призывами следовал труд».

                                                                                   В.И. Сухомлинский

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность заключается в том, чтобы  помочь ребенку найти себя,  необходимо предлагать ему как можно больше различных изобразительных технологий, дающих возможность выбирать, думать, искать, пробовать.

Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо-материалов и техник.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

Дополнительная общеобразовательная программа   «Волшебный мир» (составлена на основе программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки»)

Возвратные особенности детей 4 – 5 лет

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.

В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.

Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

        Новизна педагогического исследования заключается в том, что  развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.В каждой технике есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.  Педагог помогает выбрать ребенку технику, близкую ему по духу.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Волшебные краски» позволяет объединить нетрадиционные техники рисования, которые используются разрозненно, как отдельные элементы занятия по продуктивной деятельности.

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

 

Практическая значимость программы обусловлена тем, что дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок и др.

 

Цель: развитие у детей художественно - творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования;

Задачи:

Образовательные:

- знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

- развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

- развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацию, лепку.

Воспитательные:

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Принципы построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: 

·         доступность и наглядность.

·         последовательность и систематичность обучения и воспитания.

·         учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. 
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. 

Сроки реализации программы -  1 год

Возраст детей - участвующих в реализации данной программы: 4 – 5 лет

Продолжительность образовательного процесса: занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепке.

При проведении занятий  придерживаемся основных правил:

1. Использование приема транслирования информации.

2. Отбор тематического содержания.

3. Главный герой рисования – ребенок.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

5. Педагог создает схематические изображения.

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.

7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Требования к предметно-развивающей среде

Развивающая предметно-пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. Имеются: картон (белый и цветной), набор пластилина, салфетки для рук, стеки, доска для лепки, бросовый и природный материал.

 Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.

Требования к педагогу

Педагог осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога также является выявление творческих способностей детей, поддержка их развития.

Кроме всего прочего педагог несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

 

Формы подведения итогов.

          Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

          Тематические выставки в ДОУ.

          Участие в  выставках и конкурсах в течение года.

          Творческий отчет воспитателя.

Ожидаемые результаты.

·         Дети познакомятся с   различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними.

·         У детей будут развиты наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

·         На протяжении года у детей будет развиваться способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

·         У детей будут развита мелкая моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацию, лепку.